18.04.2024

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

МОЖНО ЛИ ЕСТЬ ИЗ ПОЗОЛОЧЕННОЙ ИЛИ ПОСЕРЕБРЕННОЙ ПОСУДЫ?

 Вопрос:

Я слышал, что мусульмане не должны пользоваться посудой из золота и серебра. А можно ли пользоваться посудой, на которую сверху нанесен слой золота или серебра для украшения? И что насчет посуды из нержавеющей стали?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Посуду, изготовленную из различных материалов, можно разделить на четыре категории:

1.Посуда, сделанная целиком из золота и серебра.

2.Посуда, изготовленная из других материалов, кроме золота и серебра.

3.Посуда, изготовленная из других материалов, но украшенная кусочками золота и серебра.

4.Посуда, изготовленная из других материалов, на которую нанесено покрытие из золота и серебра так, что это покрытие нельзя отделить от посуды.

Каковы будут шариатские решения о такой посуде:

1.Если посуда изготовлена целиком из золота и серебра, ей нельзя пользоваться.

2. Использование посуды из других материалов, помимо золото и серебро, дозволяется. Нержавеющая сталь подпадает под эту категорию, следовательно, будет дозволенным использовать посуду из нержавеющей стали.

Обратите внимание, что некоторые факихи считали нежелательным пользоваться посудой, изготовленной из меди и медных сплавов (например, латуни и бронзы), из-за их возможного вредного воздействия на здоровье. Другие факихи считали дозволенным использование посуды, сделанной из меди и медных сплавов. Следовательно, вопрос дозволенности или недопустимости использования посуды из меди и медных сплавов будет зависеть от того, насколько она будет вредной для здоровья, так как не исключено, что есть определенные виды пищи, которые приобретают вредные свойства из-за контакта с медью, в то время как с другими продуктами этого не происходит. Однако, если посуда из меди или медного сплава покрыта слоем другого металла/материала, который не вреден для здоровья и который выступает в качестве барьера между медью и продуктами, то пользоваться такой посудой будет допустимо без какого-либо карахата (нежелательности).

في الشامية: ( قوله ويكره الأكل في نحاس أو صفر ) عزاه في الدر المنتقى إلى المفيد والشرعة ؛ والصفر -مثل قفل وكسر الصاد — لغة النحاس ، وقيل أجوده ، مصباح. وفي شرح الشرعة: هو شيء مركب من المعدنيات كالنحاس والأسرب وغير ذلك ا هـ. ثم قيد النحاس بالغير المطلي بالرصاص ، وهكذا قال بعض من كتب على هذا الكتاب : أي قبل طليه بالقصدير والشب لأنه يدخل الصدأ في الطعام فيورث ضررا عظيما وأما بعده فلا ا هـ. أقول : والذي رأيته في الاختيار: واتخاذها من الخزف أفضل إذ لا سرف فيه ولا مخيلة ، وفي الحديث » { من اتخذ أواني بيته خزفا زارته الملائكة } » ويجوز اتخاذها من نحاس أو رصاص ا هـ. وفي الجوهرة : وأما الآنية من غير الفضة والذهب فلا بأس بالأكل والشرب فيها والانتفاع بها كالحديد والصفر والنحاس والرصاص والخشب والطين ا هـ. فتنبه
( رد المحتار: 9/566، كتاب الحظر والإباحة، دار المعرفة )

3. Что касается посуды, украшенной кусочками золота и серебра, ей можно пользоваться для еды и питья с условием, что части тела, которыми человек пользуется во время еды, не будут касаться золота и серебра. К примеру, пить из чашки, украшенной вставками из золота и серебра можно, если человек не будет касаться их ртом. Тарелкой, подносом или кувшином, украшенными кусочками золота и серебра, пользоваться можно, если человек не будет касаться золота и серебра руками. Если эти условия не выполняются, то такой посудой пользоваться нельзя.

4. Если посуда сделана из других материалов, но покрыта золотом или серебром таким образом, что его нельзя отделить от основного материала посуды (к примеру, золотое и серебряное напыление), то такой посудой пользоваться можно, даже если рот или руки будут касаться золотого и серебряного покрытия.

( رد المحتار: 9/564-569، كتاب الحظر والإباحة، دار المعرفة )
( الفتاوى البزازية: 2/486-487، كتاب الكراهية، السابع في اللبس، دار الكتب العلمية )
( فتاوى قاضيخان: 3/315-316، كتاب الحظر والإباحة، باب ما يكره من الثياب والحلي والزينة وما لا يكره، دار الكتب العلمية )
( الإختيار في تعليل المختار: 2/391-392، كتاب الكراهية، فصل في حكم الحرير والحلي، دار قباء )
( الهداية:  7/180-183، كتاب الكراهية، فصل في الأكل والشرب، مكتبة البشرى )
( فتاوى محموديه: 19/355-356، كتاب الحظر والإباحة، باب استعمال الذهب والفضة، ديوبند )

А Аллах знает лучше.
Файзаль Риза, студент Даруль Ифта, Мельбурн, Австралия

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

 

ХУКМ (решение) ОТНОСИТЕЛЬНО СЫЧУЖНОГО ФЕРМЕНТА (ханафитский мазхаб)

 

Вопрос:

Разъясните положение относительно сычужного фермента (с помощью которого сквашивают молоко для получения сыра, творога и других молочных продуктов. Можно ли употреблять в пищу сыр, изготовленный из сычужного фермента животных, забитых не по правилам шариата?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Всевышний Аллах создал людей и даровал им религию Ислам. Ислам, в отличие от других религий, является всеобъемлющим образом жизни. Он включает в себя не только действия поклонения как намаз, пост, закят и хадж, но и все аспекты жизни, до такой степени, что даже пищу мы должны потреблять лишь дозволенную нам Аллахом. Мы не можем употреблять в пищу все, что нам хочется, мы можем есть лишь то, что чисто и дозволено.

Аллах говорит в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لَا تُحَرِّمُوا طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ . وَكُلُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّهُ حَلَالًا طَيِّبًا وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي أَنْتُمْ بِهِ مُؤْمِنُونَ (المائدة)

«О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые дозволил вам Аллах и не преступайте (границ того, что Он запретил). Поистине, Аллах не любит преступающих! И питайтесь тем, чем наделяет вас Аллах, (что является) дозволенным [чистым от скверны], благим [полезным, а не вредным]. И остерегайтесь (наказания) Аллаха, в Которого вы веруете!» (5, 87-88).

Исследование состава сычужного фермента очень важно с точки зрения дозволенности/ запретности, поскольку это ключевой фермент в изготовлении сыра.

Что такое сычужный фермент (ренин, химозин)?

Сычужным ферментом называют природный комплекс ферментов, продуцируемых в подкладке мембраны сычуга — четвертого отдела желудка млекопитающих. Активное вещество в сычужном ферменте – это т.н. ренин (химозин). В нем присутствует и другие важные вещества, например, пепсин или липазы.

С помощью химозина сквашивается молоко в желудке млекопитающих животных, что очень важно для молодых животных, поскольку иначе они не получат необходимых им белков (из материнского молока). Секреция химозина достигает максимума в течение первых нескольких дней после рождения и уменьшается после этого. По этой причине чем моложе животное, тем активнее будут ферменты в его желудке.

После того, как люди обнаружили действие сычужного фермента, они начали сушить и очищать желудки телят для извлечения оттуда сычужного фермента, который затем добавляли в молоко, чтобы превратить его в творог и сыворотку.

Сычужный фермент также может быть получен из иных источников, помимо животных. В прошлом люди также использовали сквашивающие вещества из листьев инжира, дыни, дикой расторопши и сафлора для сыроделия. Наиболее широко используемый сычужный фермент неживотного происхождения получается путем брожения грибка под названием Мисог miehei.

В сегодняшнее время сычужный фермент, полученный с помощью генной инженерии, также стал распространенным в производстве сыра.

Хукм (шариатское правило) относительно животного ренина

Практика изготовления сыра очень древняя, она появилась задолго до прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Изготовление сыра было очень распространено по той причине, что он может храниться очень долгое время (что было важно в жарком климате). Из хадисов известно, что Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) приносили сыр, изготовленный персами-зороастрийцами, и он ел его.

Ученые-ханафиты утверждают, что если сычужный фермент получен из желудка животных, недозволенных в пищу, то такой фермент употреблять не дозволено. Таким образом, сычужный фермент, полученный из желудка свиней и иных запретных животных, не будет дозволенным.

Если животное является дозволенным и было забито в соответствии с шариатом, то сычужный фермент будет дозволено употреблять.

Что касается сычужного фермента, извлеченного из дозволенных животных, которые не были забиты в соответствии с шариатом, по этому вопросу есть разница во мнениях между имамом Абу Ханифой и его двумя учениками имамом Абу Юсуфов и имамом Мухаммадом. Все три ученых были согласны, что сама сычужный фермент чист. Тем не менее, имамы Абу Юсуф и Мухаммад считали, что сычужный фермет находится в контакте с жидкостями желудка, которые становятся нечистыми после смерти животного, если они не были забиты в соответствии с шариатом. Таким образом, если сычужный фермент есть твердое вещество, его можно очистить путем промывания водой. Если он находится в жидкой форме, его невозможно очистить, и он будет нечистым. Имам Абу Ханифа утверждает, что жидкости желудка не становятся нечистыми после смерти животного, поэтому сычужный фермент будет чистым, независимо от способа его забоя.

Решение в ханафитском фикхе выносится по мнению имама Абу Ханифы, поэтому если сычужный фермент получен из дозволенных животных, его употреблять дозволено, независимо от того, было животное забито в соответствии с шариатом или нет.

— عن ابن عباس قال أتى النبى صلى الله عليه وسلم فقال أين صنعت غزاة بجبنة فى هذه فقالوا بفارس ونحن نرى أنه يجعل فيها ميتة فقال اطعنوا فيها بالسكين واذكروا اسم الله وكلوا (مسند احمد)
— عن ابن عمر قال أتى النبى صلى الله عليه وسلم بجبنة فى تبوك فدعا بسكين فسمى وقطع (سنن ابى داود)
— قوله : كالشعر الخ والمنقار والمخلب وبيضة ضعيفة القشرة ولبن وإنفخة وهي ما يكون في أجزاء من اللبن معدة الجدي ونحوه الرضيع قبل أن يأكل في الفتح قال لا خلاف ذلك في بن أصحابنا وإنما الخلاف من حيث تنجسهما فقالا : نعم لمجاورتهما الغشاء النجس فإن كانت الأنفحة جامدة تطهر بالغسل وإلا تعذر تطهيرها كاللبن وقال أبو حنيفة ليستا بمتنجستين لأن لا الموت يحلهما (حاشية الطحطاوى على الفلاح مراقى ص 169 دار الكتب العلمية)
— ( وشعر الميتة ) الخنزير على غير المذهب ( وعظمها وعصبها ) على المشهور ( وحافرها وقرنها ) الخالية الدسومة وكذا ما لا عن كل الحياة حتى على تحله الإنفحة واللبن الراجح…قال ابن عابدين: ( قوله حتى الإنفحة ) بكسر الهمزة وقد تشدد الحاء وقد تكسر الفاء . والمنفحة والبنفحة : شيء واحد من بطن يستخرج الجدي في الراضع أصفر فيعصر صوفة فيغلظ كالجبن ، فإذا أكل فهو كرش الجدي ، وتفسير الجوهري الإنفحة بالكرش سهو قاموس بالحرف فافهم . ( قوله على الراجح ) أي الذي هو قول الإمام ، ولم من صرح بترجيحه أر ، من تقديم ولعله أخذه الملتقى له كما هو صاحب وتأخيره قولهما عادته فيما يرجحه (الدر المختار مع رد المحتار 1:206)
— وإنفحة الميتة ولبنها في ضرعها وقشر البيضة الخارجة والسخلة الساقطة وهي من أمها مبتلة طاهرة عند أبي حنيفة رحمه الله . كذا في محيط السرخسي (الفتاوى الهندية)

(Примечание переводчика: в РФ и странах СНГ сычужный фермент изготавливают из желудков телят или ягнят, так что его употреблять дозволено).

А Аллах знает лучше

 

Эхзаз Аджмери, студент Даруль Ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

 

МОЖНО ЛИ ЕСТЬ КРЕВЕТКИ, МИДИИ, КАЛЬМАРОВ И ОСЬМИНОГОВ?

Вопрос:

Можно услышать много разных мнений про употребление в пищу креветок, мидий, кальмаров и осьминогов. Не могли бы вы сказать, можно ли есть что-то из этого и почему что-то из вышеперечисленного есть нельзя?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Согласно ханафитскому мазхабу, можно есть только тех обитателей моря, которые называются арабским словом «самак»[1]. Слово «самак» обычно переводится как «рыба».

Что касается креветок, то насчет них ученые разошлись во мнениях.

Причина этого – в том, что есть некая неясность, к какому виду отнести креветок. Некоторые ученые сочли, что креветки относятся к «самак»; другие решили, что не относятся. Те ученые, которые считали, что креветки – это тоже «самак», дозволяли их употребление в пищу. А те ученые, которые не считали, что креветки относятся к «самак», говорили, что их есть запрещено.

Ученые Индийского субконтинента, которые разрешали есть креветки:

1) Мавляна Ашраф Али Санви, рахимахуллах.

2) Муфтий Абдур-Рахим Ладжпури, рахимахуллах.

3) Муфтий Мухаммад Абдус-Салям Чатгами, рахимахуллах.

Ученые Индийского субконтинента, которые запрещали есть креветки:

1) Мавляна Рашид Ахмад Гангохи, рахимахуллах.

2) Мавляна Халиль Ахмад Сахаранпури, рахимахуллах.

3) Мавляна Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах.

Оба эти мнения достоверны и достойны уважения. Богобоязненный человек, однако, не станет есть креветки, хотя существует и другое мнение.

Муфтий Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах, пишет в «Ахсануль-фатва», что у рыбы есть три качества[2]:

1) Спинной хребет.

2) Жабры.

3) Плавники.

Таким образом, у мидий, кальмаров и осьминогов вообще нет качеств, присущих рыбе. Поэтому они не считаются рыбами. Значит, есть мидии, кальмаров и осьминогов, согласно ханафитскому мазхабу, не разрешается.

А Всевышний Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
Источник: annisa-today.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *