28.03.2024

МОЖНО ЛИ НЕМУСУЛЬМАНАМ ВХОДИТЬ В МЕЧЕТЬ?

Вопрос: Известно, что женщинам во время месячных не следует входить в мечеть. Равно как и людям в состоянии большой нечистоты (без гусля). А что насчет туристов-немусульман, посещающих мечеть? Они же, вероятно, даже не догадываются о запрете. (Казань, Татарстан)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Правило по данному вопросу различается для мусульман и немусульман:

1) Что касается мусульман, в состоянии большой нечистоты (джанабата) в мечеть входить нельзя независимо от того, являются ли причиной месячные или отсутствие гусля (купания). (Джассас. Ахкам Коран. – Том 1, стр. 83; Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 118)

فقال أبو حنيفة وأبو يوسف ومحمد وزفر والحسن بن زياد لا يدخله إلا طاهرا سواء أراد القعود فيه والاجتياز وهو قول مالك ابن أنس والثوري وفي المبسوط: مسافر مر بمسجد فيه عين ماء وهو جنب ولا يجد غيره فإنه يتيمم لدخول المسجد؛ لأن الجنابة تمنعه من دخول المسجد على كل حال عندنا سواء قصد المكث فيه أو الاجتياز

Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) приводила следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

إنِّي لا أُحِلُّ المسجِدَ لحائِضٍ ولا جُنُبٍ

Я не дозволяю мечеть женщинам во время месячных и людям в состоянии большой нечистоты. (Абу Дауд. Сунан. – № 232)

2) Что касается немусульман, включая туристов, им разрешается входить в мечеть даже в состоянии нечистоты, поскольку они исключаются из исламских законов. (Ибн Мазах. Мухит бурхани. – Том 5, стр. 360; Хаскафи. Дурр мухтар. – Том 4, стр. 378)

وجاز لكل أحد أن يمر فيه حتى الكافر إلا الجنب والحائض والدواب زيلعي
ثم إن أصحابنا رحمهم الله تعالى فرقوا بين الكافر وبين المسلم الجنب، فلم يجوزوا للمسلم الجنب الدخول في المسجد؛ مع أن الكافر جنب، قال: من الكفار (من) لا يغتسل ومنهم من يغتسل، ولكن لا يدري كيفيته، ولهذا يؤمر بالاغتسال إذا أسلم، والفرق: أن المسلم يدين وجوب الاغتسال بالجنابة، ويعتقد كون الجنابة مانعة من دخول المسجد فتعاملنا معه على حسب اعتقاده، وثبتنا الحكم على ما يدينه، فأما الكافر فلا يدين وجوب الاغتسال بالجنابة أو لا يدين كيفيته ولا يعتقد الجنابة مانعة من الدخول في المسجد، فتعاملنا معه على حسب اعتقاده، وثبتنا الحكم في حقه على ما يدينه فلهذا افترقا

Известна история, как сподвижники захватили в плен Сумаму ибн Асаля. Его привязали к одному из столбов мечети. В это время его навестил пророк, который отнесся к нему с достоинством и велел его впоследствии освободить. Став свидетелем приятного нрава пророка (мир ему и благословение Аллаха), Сумама принял ислам, совершил гусль и вернулся в мечеть мусульманином. (Муслим. Сахих. – № 462, передал Абу Хурейра)

سمع أبا هريرة، قال: بعث النبي صلى الله عليه وسلم خيلا قبل نجد، فجاءت برجل من بني حنيفة يقال له: ثمامة بن أثال، فربطوه بسارية من سواري المسجد، فخرج إليه النبي صلى الله عليه وسلم فقال: «أطلقوا ثمامة»، فانطلق إلى نخل قريب من المسجد، فاغتسل، ثم دخل المسجد، فقال: أشهد أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله

В мечети пророк (мир ему и благословение Аллаха) принимал также делегацию сакифитов для ознакомления их с исламом, хотя они не были мусульманами. (Абу Дауд. Сунан. – № 3026, передал Усман ибн Аби Ас)

عن عثمان بن أبي العاص: أن وفد ثقيف لما قدموا على رسول الله -صلى الله عليه وسلم- أنزلهم المسجد، ليكون أرق لقلوبهم، فاشترطوا عليه أن لا يحشروا ولا يعشروا ولا يجبوا، فقال رسول الله -صلى الله عليه وسلم-: «لكم أن لا تحشروا ولا تعشروا، ولا خير في دين ليس فيه ركوع

Из приведенных случаев мы видим, что, хотя эти люди не были в тот момент мусульманами, пророк (мир ему и благословение Аллаха) позволил им находиться внутри мечети с целью ознакомления их с действиями мусульман и исламом.

Поэтому в отношение туристов-немусульман нет запрета на то, чтобы они входили в мечеть с целью ознакомления с образом жизни и практикой мусульман, если при этом соблюдаются священность мечети и уважительное к ней отношение.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ РАЗРЕШАЮТ ЧИТАТЬ НАМАЗ?

Вопрос: У меня есть к вам вопрос. Мне 14 лет, я верю в Аллаха и в пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Но что делать, если родители не разрешают читать намаз, ходить в мечеть и т. д.? (Астана, Казахстан)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Да благословит вас Аллах за ваше стремление придерживаться своей веры и желание исполнять исламские обязанности! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал нас, что возникнут ситуации, когда человеку станет сложно практиковать свою религию. К исламу будут относиться как к чужаку – с подозрением и крайне неблагожелательно.

بدأ الإسلام غريبا، وسيعود كما بدأ غريبا، فطوبى للغرباء

Ислам явился чуждым и скоро вернется чуждым, как в начале. Обрадуйте же чужаков! (Муслим. Сахих. – № 232, передал Абу Хурейра)

В другом хадисе приводится следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):

يأتي على الناس زمان الصابر فيهم على دينه كالقابض على الجمر

К людям придет время, когда человек, стойко практикующий религию, будет среди них словно держащий в руках раскаленный уголь. (Тирмизи. Сунан. – № 2260)

Как указано в этом хадисе, чтобы придерживаться ислама, требуются стойкость и терпение. Кто придерживается ислама, несмотря на трудности, тому обещана награда, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

فطوبى للغرباء

Обрадуйте же чужаков!

Слово «туба» (طوبى), переведенное здесь как «обрадуйте», является, согласно некоторым толкователям, одним из названий рая или райского дерева. Другие же считали, что слово «туба» выражает мольбу пророка (мир ему и благословение Аллаха), то есть: да будут эти люди благословлены приятной жизнью в этом мире и на том свете! (Сангани. Танвир: шарх «Джами сагир». – Том 3, стр. 430; том 4, стр. 113)

(فطوبى) أي يقال له ذلك أو يجعل له الطيب من العيش في الدارين
(فطوبى) اسم للجنة أو شجرة فيها

Эти повествования должны морально подготовить вас к тому, что при практиковании религии вы встретите сопротивление, как уже встречаете в настоящий момент от родителей. Приведенные сообщения также служат мотивацией и побуждением к стойкости. То, что сейчас от вас требуется, – это проявить терпение и не сдаваться. Проявляя полное уважение к своим родителям (ислам уделяет этому особое внимание), вам также не следует отказываться от исламских обязанностей, в частности намаза.

Поскольку родители не дают вам ходить в мечеть, для вас это является оправданием, и вы не получите за это греха. Но следует продолжать совершать намаз дома втайне (если они не позволяют молиться и дома). Кроме того, если пятничная молитва обязательна для вас , вам нужно постараться посещать ее.

Со своей стороны, постарайтесь постепенно донести до родителей важность намаза, рассказав об обещанной награде и пользе от него. И вместе с тем продолжайте молить Аллаха, чтобы Он наставил их и полностью открыл их сердца исламу. Да благословит Аллах вас и вашу семью верным наставлением и приверженностью исламу!

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 

ДОЗВОЛЕНА ЛИ СТРИЖКА КАСКАДОМ?

Вопрос: Здравствуйте! В одной из ваших статей я прочла, что для женщины запретна стрижка каскадом. Не могли бы вы объяснить: с чем это связано? (Минеральные воды, Ставропольский край)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Фетва, о которой вы спрашиваете, основана на текстах некоторых ханафитских теологов поздней эпохи, например, шейха Ибн Абидина (милость ему Аллаха). В книге «Радд мухтар» он писал:

قطعت شعر رأسها أثمت ولعنت

Женщина, сделавшая себе стрижку, получает грех и проклятие. (Ибн Абидин. Радд мухтар. – Том 6, стр. 407)

Некоторые ханафитские теологи ограничивали этот запрет тем условием, что стрижка не должна быть похожей на мужскую. То есть женщине можно делать себе стрижку, в том числе каскадом, если при этом:

– не сострижено столько, что стрижка похожа на мужскую,
– стрижка не выполнена так, что она схожа с мужской,
– это не делается в подражание мужчинам.

Если у женщины состригается столько волос, что стрижка походит на мужскую, или стрижка выполнена так, что она схожа с мужской, или же она производится с намерением подражания мужчинам, то это запрещено, о чем сообщается в хадисе:

لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم المتشبهين من الرجال بالنساء، والمتشبهات من النساء بالرجال

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проклял тех мужчин, что подражают женщинам (во внешнем виде и поведении), а также женщин, подражающих мужчинам. (Бухари. Сахих. – № 5885, передал Ибн Аббас)

Как видно из приведенного хадиса, причина запрета в том, что это – подражание мужчинам. Если речь идет о небольшом каскаде, при котором сохраняется подобающая женщине длина волос, то это дозволено.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 

МОЖНО ЛИ КУШАТЬ СЫРОЕ МЯСО?

Вопрос: Можно ли есть сырое мясо? (Уруссу, Татарстан)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Разрешается есть сырое мясо, если забой животного произведен по исламским правилам во имя Аллаха. Необязательно, чтобы мясо было сварено или высушено. Аллах говорит в Коране:

فَكُلُوا مِمَّا ذُكِرَ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ إِنْ كُنْتُمْ بِآيَاتِهِ مُؤْمِنِينَ

Ешьте же (плоть) из того (животного), над чем произнесено имя Аллаха (при забое), если верите в Его аяты. (Коран, 6:118)

Хотя употребление сырого мяса не запрещено, с ним может быть связан риск для здоровья. Перед включением сырого мяса в свой рацион следует проконсультироваться со специалистом-медиком.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 

 

МОЖНО ЛИ ЕСТЬ КУРИЦУ, КОРМИВШУЮСЯ НЕДОЗВОЛЕННЫМ?

Вопрос: Ассаламу алейкум! Сколько нужно держать курицу в закрытом помещении (курятнике) перед тем, как ее зарезать? Если ее купили в инкубаторе, и она ела наджис или хим. добавки? Есть ли хукм по этому поводу в ханафитском мазхабе? (Уфа, Башкортостан)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Курицы, у которых было смешанное питание, приготовленное из дозволенного и недозволенного (или наджис), можно подвергать забою и употреблять без требования держать их на диете из чистого и здорового корма в течение какого бы то ни было количества дней. То есть купленная в инкубаторе курица, которой давали недозволенный корм, будет считаться дозволенной к употреблению после того, как будет подвергнута забою в рамках исламских норм (забх).

Хотя для того, чтобы мясо было халялем, не требуется держать куриц в течение дней на чистой диете, тем не менее рекомендуется куриц, которым давалась недозволенная пища, держать в огороженном месте на чистой диете (из дозволенного корма) в течение трех дней до исламского забоя (забх), поскольку так поступал господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах). (Касани. Бадаи санаи. – Том 5, стр. 40)

ولا يكره أكل الدجاج المحلي وإن كان يتناول النجاسة؛ لأنه لا يغلب عليه أكل النجاسة بل يخلطها بغيرها وهو الحب فيأكل ذا وذا، وقيل إنما لا يكره؛ لأنه لا ينتن كما ينتن الإبل والحكم متعلق بالنتن؛ ولهذا قال أصحابنا في جدي ارتضع بلبن خنزير حتى كبر: إنه لا يكره أكله؛ لأن لحمه لا يتغير ولا ينتن فهذا يدل على أن الكراهة في الجلالة لمكان التغير والنتن لا لتناول النجاسة ولهذا إذا خلطت لا يكره وإن وجد تناول النجاسة؛ لأنها لا تنتن فدل أن العبرة للنتن لا لتناول النجاسة، والأفضل أن تحبس الدجاج حتى يذهب ما في بطنها من النجاسة لما روي أن ابن عمر رضي الله عنه كان يحبس الدجاج ثلاثة أيام ثم يأكله وذلك على طريق التنزه وهو رواية أبي يوسف عن أبي حنيفة عليهما الرحمة أنها تحبس ثلاثة أيام كأنه ذهب إلى ذلك للخبر ولما ذكرنا أن ما في جوفها من النجاسة يزول في هذه المدة ظاهرا وغالبا

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Источник: askimam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *