26.04.2024

Вопрос:

Если муж и жена разводятся по Исламу, то кто получает опеку над детьми? 50/50? Или мать получает больше прав на детей?
Если обе стороны не могут прийти к взаимному согласию или если один из родителей лишает детей (не достигших совершеннолетия) возможности видеться с другим родителем, допустимо ли это с исламской точки зрения?

 

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Согласно почтенным законам Шариата, существует подробная кодифицированная система в отношении опеки над несовершеннолетними. Существует подробная информация о порядке опеки, а также о возрасте, определяющем передачу опеки стороне, которая будет отвечать за воспитание ребёнка, образование и защиту в соответствии с требованиями ребёнка на различных этапах развития.
Право на опеку над ребёнком будет различаться в зависимости от пола и возраста ребёнка.
Для ребёнка мужского пола:[1]
  • Мать имеет право опеки с момента рождения до достижения мальчиком 7-летнего возраста.
  • Отец имеет право опеки с 7-летнего возраста до совершеннолетия (булюг).
  • Когда мальчик достигает возраста половой зрелости, он волен жить с кем захочет или даже самостоятельно, если пожелает.
Для ребёнка женского пола:[2]
  • Мать имеет право на опеку с момента рождения до достижения половой зрелости.
  • Отец имеет право опеки с момента полового созревания до вступления в брак.
Таким образом, вы как отец будете иметь право опеки, если мальчику исполнится 7 лет.
Несмотря на то, что опека над ребёнком принадлежит одному из родителей, Шариат наделяет родителя, не являющегося опекуном, правом на посещение ребенка. Лишение законного родителя права на посещение ребёнка или права на посещение ребёнка родителем, не являющимся опекуном, является нарушением законов Шариата. Время посещения ребенка — это вопрос, который должен быть решён обоюдно. Необходимо разработать график, удобный для всех сторон[3].
Среди обстоятельств, лишающих законного опекуна права на опеку, можно назвать следующие:
  1. 1. Безнравственность опекуна, например, если опекун является аморальным человеком, вовлечённым в прелюбодеяние, употребление алкоголя, наркотиков, воровство, открыто совершающим харам и другие признанные Шариатом преступления, которые влияют на воспитание ребёнка.
  2. 2. Недееспособность опекуна также приводит к отказу в праве на опеку. Сюда относится психическая нестабильность.
  3. 3. Если опекун отступает от Ислама или переходит в другую религию и становится муртадом и кафиром (да защитит Аллах от этого).
  4. 4. Если мать содержит ребёнка с такими людьми, которые презирают ребёнка или жестоко обращаются с ним, например, жестокий отчим.
  5. 5. Если женщина, на которую возложена опека, выходит замуж за человека, не являющегося махрамом (кровным родственником) ребёнка, то она теряет своё право на опеку.Махрам — это человек, с которым запрещено вступать в брак. Следовательно, если мать выйдет замуж за «гайр-махрама» своего ребёнка, она потеряет право на опеку, но право на опеку всё равно останется в её семье, поскольку опекунство перейдёт к её матери, которая является бабушкой ребёнка по материнской линии (в порядке вышеуказанной последовательности). Другими словами, у отца не будет права на опеку (по причине брака), пока ребёнку мужского пола не исполнится 7 лет, а женского — 9.Но если мать выйдет замуж за любого махрама ребёнка, то она сохранит право опеки над ребёнком. Например, девочка не может выйти замуж за своего дядю по отцовской линии, поэтому такой дядя будет считаться махрамом девочки. Таким образом, если мать выйдет замуж за дядю ребёнка по отцовской линии (т.е. за брата своего бывшего мужа), то она сохранит право на опеку.
Что касается содержания ребёнка, то его обязан обеспечивать отец. Независимо от ситуации, с точки зрения Шариата, отец ребёнка несёт полную ответственность за содержание своего ребёнка, даже если он находится на попечении матери и впоследствии, когда он переходит под опеку отца; до тех пор, пока сын не сможет зарабатывать сам, или пока дочь не выйдет замуж (если только она не обеспечивает себя каким-либо дозволенным заработком).
А Всевышний Аллах знает лучше.
[1]وَأَمَّا وَقْتُ الْحَضَانَةِ الَّتِي مِنْ قِبَلِ النِّسَاءِ فَالْأُمُّ وَالْجَدَّتَانِ أَحَقُّ بِالْغُلَامِ حَتَّى يَسْتَغْنِيَ عَنْهُنَّ فَيَأْكُلَ وَحْدَهُ وَيَشْرَبَ وَحْدَهُ وَيَلْبَسَ وَحْدَهُ كَذَا ذُكِرَ فِي ظَاهِرِ الرِّوَايَةِ، وَذَكَرَ أَبُو دَاوُد بْنُ رَشِيدٍ عَنْ مُحَمَّدٍ وَيَتَوَضَّأُ وَحْدَهُ يُرِيدُ بِهِ الِاسْتِنْجَاءَ أَيْ وَيَسْتَنْجِي وَحْدَهُ وَلَمْ يُقَدِّرْ فِي ذَلِكَ تَقْدِيرًا وَذَكَرَ الْخَصَّافُ سَبْعَ سِنِينَ أَوْ ثَمَانِ سِنِينَ أَوْ نَحْوَ ذَلِكَ.
العناية شرح الهداية (4/ 371)
وَقَوْلُهُ (اعْتِبَارًا لِلْغَالِبِ) يَعْنِي أَنَّ الصَّبِيَّ فِي الْغَالِبِ إذَا بَلَغَ سَبْعَ سِنِينَ يَسْتَغْنِي عَنْ الْحَضَانَةِ وَالتَّرْبِيَةِ فَحِينَئِذٍ يَسْتَنْجِي وَحْدَهُ.
البحر الرائق شرح كنز الدقائق ومنحة الخالق وتكملة الطوري (4/ 184)
وَمَا ذَكَرَهُ الْمُصَنِّفُ مِنْ التَّقْدِيرِ بِسَبْعٍ قَوْلُ الْخَصَّافِ اعْتِبَارًا لِلْغَالِبِ؛ لِأَنَّ الظَّاهِرَ أَنَّ الصَّغِيرَ إذَا بَلَغَ السَّبْعَ يَهْتَدِي بِنَفْسِهِ إلَى الْأَكْلِ وَالشُّرْبِ وَاللُّبْسِ وَالِاسْتِنْجَاءِ وَحْدَهُ فَلَا حَاجَةَ إلَى الْحَضَانَةِ فَلَا مُخَالَفَةَ بَيْنَ تَقْدِيرِ الِاسْتِغْنَاءِ بِالسِّنِّ وَبَيْنَ أَنْ يُقَدِّرَهُ عَلَى الْأَشْيَاءِ الْأَرْبَعَةِ وَحْدَهُ كَمَا هُوَ الْمَذْكُورُ فِي الْأَصْلِ
[2] الفتاوى الهندية، ج1، ص566، دار الكتب العلمية
وَالْأُمُّ وَالْجَدَّةُ أَحَقُّ بِالْغُلَامِ حَتَّى يَسْتَغْنِيَ وَقُدِّرَ بِسَبْعِ سِنِينَ وَقَالَ الْقُدُورِيُّ حَتَّى يَأْكُلَ وَحْدَهُ وَيَشْرَبَ وَحْدَهُ وَيَسْتَنْجِيَ وَحْدَهُ وَقَدَّرَهُ أَبُو بَكْرٍ الرَّازِيّ بِتِسْعِ سِنِينَ وَالْفَتْوَى عَلَى الْأَوَّلِ وَالْأُمُّ وَالْجَدَّةُ أَحَقُّ بِالْجَارِيَةِ حَتَّى تَحِيضَ وَفِي نَوَادِرِ هِشَامٍ عَنْ مُحَمَّدٍ رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى إذَا بَلَغَتْ حَدَّ الشَّهْوَةِ فَالْأَبُ أَحَقُّ وَهَذَا صَحِيحٌ هَكَذَا فِي التَّبْيِينِ . وَبَعْدَمَا اسْتَغْنَى الْغُلَامُ وَبَلَغَتْ الْجَارِيَةُ فَالْعَصَبَةُ أَوْلَى يُقَدَّمُ الْأَقْرَبُ فَالْأَقْرَبُ كَذَا فِي فَتَاوَى قَاضِي خَانْ.
وَيُمْسِكُهُ هَؤُلَاءِ إنْ كَانَ غُلَامًا إلَى أَنْ يُدْرِكَ فَبَعْدَ ذَلِكَ يُنْظَرُ إنْ كَانَ قَدْ اجْتَمَعَ رَأْيُهُ وَهُوَ مَأْمُونٌ عَلَى نَفْسِهِ يُخَلَّى سَبِيلُهُ فَيَذْهَبُ حَيْثُ شَاءَ ، وَإِنْ كَانَ غَيْرَ مَأْمُونٍ عَلَى نَفْسِهِ فَالْأَبُ يَضُمُّهُ إلَى نَفْسِهِ وَيُوَلِّيهِ وَلَا نَفَقَةَ عَلَيْهِ إلَّا إذَا تَطَوَّعَ كَذَا فِي شَرْحِ الطَّحَاوِيِّ.
[3] حق الرؤية أو الزيارة لأحد الأبوين غير الحاضن مقرر شرعاً باتفاق الفقهاء، لصلةالرحم، ولكنهم ذكروا آراء مختلفة نسبياً، بحسب تقدير المصلحة لكل من الولد والوالد الذي يكون ولده في حضانة غيره.
قال الحنفية  : إذا كان الولد عند الحاضنة، فلأبيه حق رؤيته، بأن تخرج الصغير إلى مكان يمكن الأب أن يراه فيه كل يوم. وإذا كان الولد عند أبيه لسقوط حق الأم في الحضانة، أو لانتهاء مدة الحضانة، فلأمه رؤيته، بأن يخرجه إلى مكان يمكنها أن تبصر ولدها، كل يوم. والحد الأقصى كل أسبوع مرة كحق المرأة في زيارة أبويها، والخالة مثل الأم، ولكن كما جرى القضاء في مصر، تكون زيارتها كل شهر مرة.
(الفقه الإسلامي وأدلته ج7 ص 740 دار الفكر)
(Ханафитский мазхаб)
Источник: azan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *